Действия профсоюзного комитета в условиях реструктуризации предприятия


1.Сущность, виды и формы реструктуризации предприятий

Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

В экономической теории и практике известен и распространен такой способ оздоровления предприятий, оказавшихся в подобном положении, как реструктуризация. Действующее украинское законодательство также предусматривает возможность использования реструктуризации как эффективного средства восстановления платежеспособности предприятия. Его рекомендуется применять при осуществлении санации предприятий.

Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" дается следующее определение этого понятия:

реструктуризация предприятия – это осуществление комплекса организационно-хозяйственных, финансово-экономических, правовых, производственно-технических мероприятий, направленных на реорганизацию предприятия, изменение формы собственности, системы управления, организационно-правовой формы, для финансового оздоровления предприятия, увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности производства и удовлетворения требований кредиторов.

Из этого определения вытекает, что понятие "реструктуризации предприятия" является хотя и близким к понятию "реорганизации предприятия", но не совпадающим с ним по содержанию. Поскольку "реорганизация" выступает одной из составных частей "реструктуризации", то последнее понятие оказывается более широким, чем первое.

В зависимости от объекта и характера осуществляемых мер по реформированию предприятия, различают1 следующие формы реструктуризации:

1.Реструктуризацию производства;
2.Реструктуризацию активов предприятия;
3.Финансовую реструктуризацию;
4.Реорганизацию, т.е. изменение организационной структуры предприятия.

Каждая из этих форм реструктуризации предполагает проведение целого комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование и оптимизацию соответствующей сферы предприятия. Профсоюзному комитету необходимо ориентироваться в их содержании, понимать цели и задачи, которые ставятся при их осуществлении.

Ключевой и наиболее сложной формой реструктуризации является реорганизация предприятия, предусматривающая совершенствование организацион-но-хозяйственной и управленческой структуры предприятия.

Обычно различают такие виды реорганизации (и соответственно реструктуризации) предприятий:

1.Направленную на укрупнение предприятия (слияние, присоединение, поглощение);

______________________________________________________________________
1 См.: Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств. – Київ: КНЕУ, 2000, с.217.

2.Направленную на дробление предприятия (разделение, выделение);
3.Без изменения размеров предприятия (преобразование).

Сущность каждого из этих видов реорганизации состоит в следующем:

Слияние двух и больше предприятий в одно означает переход имущества, прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему предприятию.

Различают: горизонтальное слияние объединение предприятий, которые производят одинаковый тип товаров или предоставляют одинаковые услуги, и вертикальное слияние – объединение какого-либо предприятия с его поставщиком сырья или потребителем его продукции.

Примером слияния предприятий является образование Криворожского государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" посредством объединения трех предприятий: Криворожского металлургического комбината, Новокриворожского ГОКа и Криворожского КХЗ. Подобное слияние характеризуется как вертикальное.

Присоединение одного предприятия к другому означает, что к последнему переходят имущество, права и обязанности первого предприятия. Новое предприятие вследствие такой реорганизации не возникает.

В качестве примера присоединения можно сослаться на включение Донецкого химико-металлургического завода в состав Мариупольского металлургического комбината им.Ильича.

Поглощение – представляет собой приобретение всех или абсолютного большинства корпоративных прав одного предприятия другим предприятием. При этом поглощенное предприятие может сохранить свой статус юридического лица и стать дочерним предприятием, либо может оказаться присоединенным к нему и стать его структурным подразделением , потеряв при этом свой юридический статус.

Такой способ реорганизации использован при создании ГАК "Украинские полиметаллы", ГАК "Укррудпром", в результате чего все государственные предприятия, целиком вошедшие в эти структуры, трансформировались в дочерние предприятия.

Разделение предприятия есть создание на основе одного существующего двух и больше новых предприятий как самостоятельных юридических лиц. При этом исходное предприятие прекращает свое существование, ликвидируется. Такой способ реорганизации еще не применялся в металлургическом комплексе.

Выделение предусматривает, что из действующего предприятия выделяется одно или несколько структурных подразделений и на базе их имущества создаются новые предприятия. При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходит в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Примеров данного способа реорганизации предприятий в отрасли достаточно много: выделение нескольких ЗАО и дочерних предприятий из ОАО "Никопольский Пивденнотрубный завод"; выделение ЗАО "Истил-Украина" из ОАО "Донецкий металлургический завод"; выделение СП "Метален" из ОАО "Енакиевский металлургический завод" и другие.

Преобразование предприятия представляет собой изменение существующих формы собственности, или организационно-правовой формы предприятия на другие без прекращения его хозяйственной деятельности. При преобразовании к вновь возникшему предприятию переходят все права и обязанности прежде существовавшего предприятия.

Такой способ реорганизации в последние годы является самым распространенным. Его применяли на всех предприятиях, которые проходили процедуры корпоратизации и приватизации.

В данном случае, важно обратить внимание, что при осуществлении всех перечисленных способов трансформации предприятий имеет место правопреемство, т.е. замена в ранее возникших правоотношениях одних юридических лиц другими с переходом к последним прав и обязанностей первых. На практике это означает, что к вновь созданному юридическому лицу от прекратившего свое существование юридического лица переходят все (или часть) требования и долги, имущество, незаконченные расчеты, права и обязанности по договорам, т.е. весь (или часть) его актив и пассив.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод: реструктуризация по своей сути есть сложнейшая процедура комплексной оптимизации структуры и функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешней экономической среды и выработанной стратегией его развития.

2.Основные этапы реструктуризации предприятия и задачи профсоюзного комитета

2.1. Процедура реструктуризации предприятий осуществляется с соблюдением требований нормативно-правовых актов, действующих на момент ее проведения. Базовыми документами, регламентирующими порядок осуществления реструктуризации являются (по состоянию на 1.06.2002г.): "Положение о порядке реструктуризации предприятий", утвержденное Приказом Фонда государственного имущества Украины от 12 апреля 2002г., № 667 (См.: Офіційний вісник України, 2002, №19, с.37-45), а также "Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий", утвержденные Приказом Министерства экономики Украины от 23 января 1998г., №9 (См.: Офіційний вісник України, №12, 1998г., с.227-232), "Комплексная программа реструктуризации государственных предприятий, утвержденная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2001г., №401-р.

Следует обратить внимание, что действие Положения распространяется на: 1) государственные предприятия, входящие в сферу управления органов приватизации; 2) корпоратизированные предприятия, 100% акций которых принадлежит государству; 3)ОАО, в которых государство имеет не менее блокирующего пакета акций (25%+1 акция).

Действие Методических указаний и Комплексной программы – только на государственные предприятия.

Согласно Положению порядок осуществления реструктуризации предприятия предусматривает следующие этапы:

1) принятие решения о проведении реструктуризации предприятия;
2) образование Комиссии по реструктуризации предприятия;
3) разработка и утверждение Проекта реструктуризации предприятия;
4) реализация этого проекта реструктуризации;
5) осуществление контроля за проведением реструктуризации предприятия;
6) утверждение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, руководителем предприятия (председателем правления ОАО), а также - общим собранием акционеров (или другим высшим органом ОАО);
7) направление этого отчета в государственный орган приватизации, которым создана Комиссия по реструктуризации предприятия, издание им приказа о прекращении работы Комиссии.

Поскольку процесс реструктуризации предприятия затрагивает коренные социально-экономические права и интересы трудящихся, а также – права и интересы профсоюзной организации предприятия, - участие в этом процессе профсоюзного комитета является обязательным.

С целью оперативного и квалифицированного влияния профсоюзного комитета на решение вопросов, связанных с реструктуризацией предприятия, целесообразно постановлением профсоюзного комитета образовать при профсоюзном комитете рабочую группу (комиссию) по реструктуризации с участием специалистов обкома, ЦК профсоюза, и предоставить ей права "уполномоченных лиц" от профсоюза при выработке предложений по реструктуризации предприятия.

При подготовке проекта и проведении реструктуризации предприятия существует ряд потенциальных опасностей и рисков как для трудового коллектива, так и для профсоюзной организации, которые профсоюзному комитету нужно предвидеть и уметь предотвращать. К числу таких возможных угроз интересам трудового коллектива и профсоюзной организации относятся:

    • игнорирование законных прав и интересов работников в сфере оплаты труда, в частности, непогашения существующей задолженности по выплате заработной платы, другим социальным выплатам;
    • необоснованное сокращение численности работников, отсутствие реальных мер по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников;
    • передача объектов социальной инфраструктуры предприятия в коммунальную собственность без согласия трудового коллектива, или при отсутствии в местном бюджете средств на их содержание;
    • недостаточность или неосуществление надлежащих мер по обеспечению социальной защищенности работников в период и после реструктуризации предприятия;
    • отсутствие реальных источников средств на осуществление мер по реструктуризации, недостаточность объемов инвестирования, или невыполнение инвестором своих обязательств;
    • непогашение предприятием задолженности перед профсоюзным комитетом по перечислению профсоюзных взносов;
    • противодействие в различных формах законной деятельности профсоюзного комитета на территории предприятия;
    • нарушение имущественных прав работников-акционеров посредством выведения (в ходе реструктуризации) активов предприятия в иные хозяйственные структуры, и др.

Главные цели, достижения которых должен добиваться профсоюзный комитет в условиях реструктуризации предприятия, состоят в следующем:

    1. с одной стороны, нужно не допустить проведения на предприятии эрзац-реструктуризации (когда из имущественного комплекса предприятия "уводятся" ликвидные и потенциально прибыльные активы, а остальное – бросается на произвол судьбы, что прямо противоречит интересам и предприятия, и его трудового коллектива.
    2. с другой стороны, необходимо направить процесс реструктуризации действительно на повышение эффективности производства, финансовое оздоровление предприятия (к сожалению, собственники, администрация не всегда в этом заинтересованы), и при этом одновременно обеспечить ее взвешенное и социально-ответственное проведение, не допускать или смягчать возможные социальные издержки.

Для реализации этих целей профсоюзному комитету на каждом из вышеназванных этапов реструктуризации необходимо настойчиво решать определенный круг задач, вытекающих из содержания соответствующего этапа. Рассмотрим эти задачи последовательно.

2.2. Основой для оценки реального положения дел на предприятии и принятия профсоюзным комитетом адекватных и своевременных решений является достоверная и оперативная информация о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому одна из ключевых задач профсоюзного комитета – сбор и анализ соответствующей информации. Необходимо установить ежеквартальный (а на кризисном предприятии – ежемесячный) мониторинг (систематическое отслеживание) производственных и финансово-экономических показателей работы предприятия. Это позволит вовремя определить возникновение или нарастание неблагоприятных тенденций в работе предприятия.

Для сбора информации используются все доступные профкому каналы, как в рамках контроля за выполнением коллективного договора, так и другие способы и источники (квартальные и годовые отчеты, баланс, отчеты ревизионной комиссии, материалы аудиторских и налоговых проверок).

Право на получение профсоюзным комитетом такой информации предоставлено статьями 28 и 45 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также Статьей 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Владение информацией о финансово-экономическом состоянии предприятия и его динамике позволит профсоюзному комитету определить, существует ли потребность в проведении реструктуризации предприятия, и если да, - то какие проблемы, задачи необходимо решать в ходе ее осуществления.

А это в свою очередь даст возможность профкому выработать собственную обоснованную позицию по данному вопросу и довести ее до сведения государственных органов управления, уполномоченных принимать решения о проведении реструктуризации (Кабинет Министров Украины для стратегически важных предприятий, Фонд госимущества Украины или Минпромполитики - для остальных). Обращаем внимание, что срок подготовки выводов о целесообразности реструктуризации предприятия (согласно Положению о порядке реструктуризации предприятия, п. 2.6) не должен превышать 1 (одного) месяца.

Анализируя информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о состоянии социально-трудовых отношений, профсоюзный комитет обязан регулярно доводить свою позицию до трудящихся. Для этого могут использоваться разнообразные формы:

    • проведение совещаний с профсоюзным активом;
    • подготовка информационных листков;
    • проведение собраний в трудовых коллективах цехов, других структурных подразделений;
    • публикации в заводской прессе;
    • размещение материалов на информационном стенде профкома;
    • публикации в общегородских СМИ.

2.3. Параллельно с проведением мониторинга состояния предприятия профсоюзному комитету обязательно необходимо освоить (изучить) действующую законодательную и нормативно-правовую базу реструкту-ризации предприятий. Перечень документов, регламентирующих ее проведение в Украине, приведен в Приложении.

2.4. После принятия решения о реструктуризации предприятия на протяжении 15 (пятнадцати) дней (со дня принятия решения) формируется комиссия по реструктуризации предприятия (далее – Комиссия). Комиссия является временно действующим органом, который создается для решения вопросов, связанных с реструктуризацией предприятия.

Задачи, функции и полномочия Комиссии, порядок принятия ею решений определены вышеупомянутым Положением.

Согласно п.3.6. Положения в состав Комиссии может быть включен представитель профсоюзного комитета предприятия. Поэтому профсоюзному комитету необходимо в установленный 15-дневный срок внести в Фонд госимущества Украины свое предложение по кандидатуре члена Комиссии от профкома предприятия. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Фонда госимущества Украины.

2.5. Одной из основных задач Комиссии является разработка и согласование с заинтересованными органами Проекта реструктуризации предприятия. Установленный Положением срок на выполнение этой задачи не должен превышать 3 (трех) месяцев со дня образования Комиссии.

Проект реструктуризации является важнейшим документом, поскольку от того, каким будет его содержание, в значительной мере будет зависеть и ход, и результаты реструктуризации. Учитывая это, профсоюзному комитету (или созданной при профкоме рабочей группе по реструктуризации предприятия) обязательно необходимо выработать и внести в Комиссию свои предложения к Проекту реструктуризации с целью придания ему направленности, соответствующей интересам трудового коллектива предприятия, а также целям оздоровления и развития предприятия.

Согласно п.4.2 Положения Проект реструктуризации должен включать такие разделы:

    • общие положения;
    • анализ финансового состояния предприятия;
    • анализ организационной структуры предприятия;
    • анализ рынков сбыта производимой предприятием продукции;
    • мероприятия по реструктуризации предприятия;
    • прогноз социально-экономических последствий реструктуризации.

Проект реструктуризации может включать раздел о реорганизации ОАО с обоснованием его целесообразности и соответствующим бизнес – планом.

К Проекту прилагаются:

план мероприятий по реструктуризации;
перечни имущества предприятия, которое подлежит: списанию, продаже, консервации, передаче в аренду, коммунальную собственность;
перечни имущества предприятия, на базе которого целесообразно создать в процессе реструктуризации новые юридические лица, филиалы, представительства;
бизнес-планы создания новых юридических лиц.

При этом, согласно п.4.3 Положения, вышеназванные перечни имущества предприятия до подачи их на утверждение Комиссии должны быть согласованы с профсоюзным комитетом предприятия.

Особое внимание профсоюзный комитет обязан уделить двум последним разделам Проекта реструктуризации. При их проработке необходимо строго следить за безусловным соблюдением следующих социальных критериев:

- максимально возможным сохранением количества рабочих мест в процессе реструктуризации предприятия. А для работников, подлежащих высвобождению, - включение в Проект реструктуризации конкретных мер (с определением реальных источников финансирования) по их переобучению и последующему трудоустройству в рамках городской (областной) программы содействия занятости;
- скорейшим погашением существующей задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам перед работниками исходного предприятия и работниками, переведенными во вновь образованные в результате реорганизации предприятия, с определением конкретных сроков и реальных источников средств на погашение этой задолженности;

    • установлением на сохраняемых и вновь создаваемых рабочих местах уровня оплаты труда в соответствии с действующим коллективным договором, или Отраслевым соглашением;
    • минимальным сокращением социальной инфраструктуры предприятия в ходе реструктуризации.

При подготовке предложений к проекту реструктуризации профкому необходимо определиться в отношении будущего каждого объекта социальной сферы, находящегося на балансе предприятия или в его собственности. Возможные варианты решения этой проблемы следующие:

    • сохранение всей социальной сферы;
    • ликвидация всей социальной сферы предприятия посредством: 1) передачи объектов, состоящих на балансе, в коммунальную собственность, либо 2) продажи объектов, вошедших в уставный фонд предприятия;
    • минимизация социальной сферы, то-есть передача в коммунальную собственность только части объектов, например, жилищного фонда предприятия.

В условиях, когда предприятие оказалось в сложном финансовом положении, оптимальным представляется третий вариант решения проблемы.

При этом во всех случаях при решении вопросов, связанных с изменением статуса объектов социальной сферы, необходимо следовать нормам Закона Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности".

2.6. Разработанный Комиссией (совместно с предприятием, потенциальным инвестором) Проект реструктуризации предприятия подлежит утверждению. При этом, для государственного предприятия, а также для ОАО, 100% акций которого принадлежит государству, проект утверждается приказом Фонда госимущества Украины. Для ОАО, продажа акций которого уже началась, проект утверждается высшим органом ОАО (общим собранием акционеров).

Так как реструктуризация затрагивает интересы не только собственников (акционеров), но и работников предприятия, подготовленный Комиссией проект ее проведения целесообразно рассмотреть на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия. Причем – обязательно до его утверждения Фондом госимущества Украины, или собранием акционеров ОАО. Для этого профсоюзному комитету необходимо инициировать и вовремя провести общее собрание (конференцию) трудового коллектива, а затем – его (ее ) решение приложить к проекту реструктуризации предприятия. Такое право предоставлено профсоюзному комитету в соответствии с п.4.5 Положения.

2.7. После утверждения Проекта реструктуризации на предприятии начинается этап его реализации. Для этого руководитель предприятия в течение 5 (пяти) дней со дня утверждения Проекта реструктуризации разрабатывает и издает приказ об организации проведения реструктуризации. В нем должны быть определены сроки выполнения каждого мероприятия и лица, ответственные за их выполнение. Общий срок реализации мероприятий по реструктуризации предприятия не должен превышать одного года (в отдельных случаях он может быть продлен Комиссией на период, не более 6 месяцев).

Профсоюзному комитету через своего представителя в Комиссии следует подключиться к разработке этого документа с тем, чтобы обеспечить: соответствие между утвержденным Проектом реструктуризации и приказом руководителя об организации его внедрения, реальность сроков выполнения предусмотренных мероприятий, а также закрепление за ними квалифицированных исполнителей.

2.8. Согласно п.5.1. Положения функцию контроля за проведением реструктуризации на предприятии осуществляет Комиссия. Таким образом оказывается, что Комиссия разрабатывает проект реструктуризации и сама же контролирует его реализацию, что не может не вызывать сомнение в действенности подобного контроля. Учитывая это, с целью обеспечения успешного проведения реструктуризации, достижения всех поставленных перед ней целей, и при этом соблюдения прав и интересов трудового коллектива, представляется целесообразным также введение профсоюзным комитетом общественного контроля за ходом и результатами реструктуризации.

Прежде всего, в период реализации Проекта реструктуризации профком должен усилить контроль за соблюдением администрацией трудового законодательства и положений коллективного договора. Необходимо также отслеживать полноту и своевременность исполнения намеченных мероприятий по реструктуризации, соответствие их действующему законодательству, динамику изменения финансово-экономических и социальных показателей предприятия и (или) образованных хозяйствующих субъектов.

2.9. После выполнения мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, профсоюзный комитет должен подвести итоги ее проведения, проанализировать позитивные и негативные последствия и направить свою оценку результатов реструктуризации предприятия в общее собрание акционеров и в Фонд госимущества Украины (одновременно с подачей отчета руководителем предприятия).

Поскольку ни Положением, ни Методическими указаниями не установлены никакие специальные критерии для определения успешности (эффективности) проведенной реструктуризации предприятия, профсоюзному комитету для выработки собственной оценки необходимо сравнить состояние предприятия "до" и "после" реструктуризации по следующим традиционным показателям:

    • объемы производства и реализации продукции;
    • затраты на 1 грн. чистого дохода (выручки) от реализации;
    • рентабельность реализованной продукции;
    • дебиторская и кредиторская задолженность;
    • сумма затрат на техническое переоснащение производства, освоение новых технологий;
    • обеспеченность собственными оборотными средствами;
    • уровень бартерных операций;
    • доля производства по давальческим схемам;
    • численность работающих на предприятии и вновь образованных хозяйствую- щих субъектах;
    • задолженность по заработной плате;
    • уровень средней заработной платы;
    • доля ФОТ в себестоимости продукции;
    • общая сумма расходов на содержание социальной инфраструктуры.

Такое сопоставление и позволит выработать объективную интегральную оценку проведенной реструктуризации предприятия.

2.10. В высшей степени важной задачей, которую профсоюзный комитет должен выполнять на всех этапах проведения реструктуризации, является регулярное информирование трудового коллектива о происходящих событиях и соответствующей позиции профкома.

Очевидно, и после завершения реструктуризации предприятия целесообразно созвать общее собрание (конференцию) трудового коллектива, где обсудить результаты реструктуризации и заслушать администрацию предприятия о планах на ближайшую и отдаленную перспективу.

3.Вопросы реорганизации первичной профсоюзной организации, действующей на реструктуризируемом предприятии

В случае реструктуризации предприятия главная задача состоит в том, чтобы сохранить, предусмотренные пунктом 3.3. Устава принципы организационного единства и целостности профсоюзных звеньев, работоспособность выборных органов профсоюза.

Реорганизация (и даже ликвидация) предприятия, согласно пункту 3.2. Устава профсоюза металлургов и горняков Украины, сама по себе не может служить прямым основанием для изменения профсоюзной структуры или прекращения деятельности первичной профсоюзной организации.

Как не бывает трафаретной схемы реструктуризации предприятия, так не может быть и трафаретной системы реорганизации профсоюзной структуры в связи с этим. В каждом конкретном случае реорганизация профсоюзной структуры зависит от многих факторов.

Необходимо, прежде всего, исходить из того, что Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" рассматривает первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов конкретного профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии или обеспечивают себя работой самостоятельно.

Поэтому любая первичная профсоюзная организация, как структурное подразделение Всеукраинского профсоюза, может действовать как на одном, так и на нескольких предприятиях, а также и вне предприятия. Даже в случае начала процедуры ликвидации предприятия профсоюзный комитет вправе продолжать выполнять свои функции по защите прав и законных интересов членов профсоюза в течение их двухмесячного предупреждения о сокращении и на весь период получения помощи по безработице, что предусмотрено пунктом 2.3. Устава профсоюза металлургов и горняков Украины.

В случае, когда на базе ликвидированного предприятия создается новое юридическое лицо, а членам профсоюза, состоящим на учете в этой первичной профсоюзной организации, предложено перейти на работу в новое предприятие, деятельность данной первичной организации профсоюза металлургов и горняков Украины автоматически переносится на вновь созданное предприятие.

При этом профсоюзный комитет, при необходимости, заключает договор с новым работодателем (собственником) о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, которые ранее работали на ликвидированном предприятии.

В отдельных случаях по согласованию с вышестоящим органом профсоюза на базе вновь созданных предприятий могут создаваться первичные профсоюзные организации, которые на добровольной основе могут объединиться в единую профсоюзную организацию и избрать ее профсоюзный комитет с функциями, делегированными вновь созданными первичными профсоюзными организациями.

В каждом конкретном случае реструктуризации предприятия должен быть индивидуальный подход к профсоюзной структуре при обязательном соблюдении принципа независимости профсоюзной структуры от хозяйственной, и необязательности их совпадения.

4.Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на реструктуризируемом предприятии

Статьей 9 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" определено, что в случае реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет силу в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.

В случае изменения собственника предприятия, действие коллективного договора сохраняется, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении либо дополнении действующего коллективного договора.

При решении проблемы коллективно-договорного регулирования на предприятиях, которые образовались в результате проведения реструктуризации базового предприятия, должна учитываться совокупность всех сложившихся факторов.

Это, прежде всего:

    • наличие единой профсоюзной организации (объединенного профкома);
    • наличие единого собственника предприятия;
    • наличие в каждом вновь созданном предприятии своего профсоюзного комитета.

В зависимости от реальной ситуации возможны следующие варианты коллективно- договорного регулирования социально-экономических отношений на таких предприятиях:

1.Заключение единого коллективного договора для всех хозяйственных структур, созданных в процессе реструктуризации.
2.Заключение на каждом финансово-самостоятельном предприятии своего коллективного договора.
3.Заключение коллективного договора для базового предприятия и одновременное заключение коллективных договоров на каждом вновь созданном предприятии.

В системе, состоящей из единого (базового) коллективного договора и сопряженных с ним коллективных договоров самостоятельных хозяйственных обществ. При этом часть норм базового коллективного договора распространяется на работников всех предприятий. Такая система применима в случае, когда все предприятия, входящие в нее, имеют одну или несколько структур, обслуживающих их общие интересы. Например, социальную сферу, которой пользуются все работники этих предприятий.

В пользу рассматриваемой системы можно отнести то, что она обеспечивает консолидацию стороны наемных работников в отстаивании их общих интересов. Слабостью ее является определенная сложность построения коллективно-договорных отношений.

Решение о применении конкретного варианта коллективно-договорного регулирования должно быть принято, прежде всего, исходя из интересов трудовых коллективов предприятий, образованных в процессе реструктуризации, и способствовать повышению степени их социальной защиты.

(Рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе: Капалин В.Т., Анистрат В.Д., Костарева В.Н.)


Приложение

П Е Р Е Ч Е Н Ь
нормативно- правовых актов, регламентирующих проведение
реструктуризации в Украине (по состоянию на 01.06.2002г.)

Для сегодняшнего этапа развития нормативно-правового регулирования реструктуризации в Украине характерно отсутствие (в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы) специального законодатепьства. У нас эти вопросы регулируются при помощи подзаконных нормативных актов (постановлений и распоряжений Кабинета Министров, положений и методик Фонда государственного имущества, приказов министерств и ведомств).

Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются:

1."Положення про порядок реструктуризації підприємств" (затверджено Наказом ФДМУ від 12 квітня 2002 р., №667) - Офіційний вісник України, 2002, №19, с.37-45.

2."Методичні вказівки щодо проведення реструктуризації державних підприємств" (затверджені Наказом Міністерства економіки України від 23 січня 1998р., №9) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 6 липня 1999р.

3."Положення про порядок поділу підприємств і об'єднань та відокремлення від них структурних підрозділів і одиниць" (затверджено Наказом Мінекономіки, Мінстату, Антимонопольного комітету від 20.04.1994, № 43/79/5 – там же.

4."Положення про порядок проведення санації державних підприємств" (затверджено Постановою Кабінету Міністрів України від 8 лютого 1994р, №67) – там же.

5."Методика розробки планів реструктуризації державних підприємств та організацій" (затверджена Наказом Агентства з питань запобігання банкрутству підприємств та організацій від 2 червня 1997р., №73) – там же.

6."Методика складання бізнес-планів" (затверджена Наказом Агентства з питань запобігання банкрутству підприємств та організацій від 21 квітня 1997р., №56) - там же.

7."Державна програма приватизації на 2000-2002 роки" (затверджена Законом України "Про Державну програму приватизації" від 18 травня 2000р., № 1723-111) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 27 червня 2000р.

8."Положення про порядок погодження планів санації господарських товариств та державних підприємств, щодо яких прийнято рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 5 жовтня 2001р., №1809) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 13 листопада 2001р.

9."Положення про порядок проведення досудової санації господарських товариств, у статутних фондах яких державна частка перевищує 25 відсотків, та державних підприємств, щодо яких прийняте рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 12 жовтня 2001р., №1865) – "Законодавство України про банкрутство". – Київ: Юрінком Інтер, 2002, с. 132.

10."Методичні рекомендації щодо виявлення ознак неплатоспроможності підприємства та ознак дій з приховування банкрутства, фіктивного банкрутства чи доведення до банкрутства" (затверджені Наказом Мінекономіки України № 10 від 17 січня 2001 року). – Українська інвестиційна газета (Нормативна база) від 13 лютого 2001 р.

11."Методика проведення поглибленого аналізу фінансово-господарського стану підприємств та організацій" (затверджена Наказом Агентства з питань запобігання банкрутству підприємств та організацій від 27. 06.1997 р., №81).

12."Комплексна програма реструктуризації державних підприємств", затверджена Розпорядженням Кабінету Міністрів України від 29 серпня 2001р., №401-р.

13.Закон України "Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом" ( із внесеними змінами та доповненнями). – Урядовий кур'єр, 13 квітня 2002 р.

Рекомендуемая литература

1.Афонін А.С., Нестерчук В.П. Технологія реструктуризації підприємства. – Київ: 2000.
2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. – М.:Экономика, 2001.
3.Примакова Е. Ликвидация (реорганизация) предприятия. – Харьков: Фактор, 2002.
4.Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств. – Київ: КНЕУ, 2000.
5.Проблеми банкрутства підприємств і професійні спілки. – К.: "Профінформ" ФПУ, 2001 (Бібліотечка голови профспілкового комітету, №9, 2001).
6."Законодавство України про банкрутство. Збірник нормативних актів." – Київ: Юрінком Інтер, 2002.


[Назад]